просп. Валерия Лобановского, 119, оф.206, Киев, Украина

050 836 64 96; 067 928 68 60; 093 903 16 24 ip@damas.ua Українська English

ФРАНЧАЙЗИНГ ИЛИ ЛИЦЕНЗИЯ

У меня есть зарегистрированная торговая марка, успешно раскрученная на рынке. И есть желающие получить лицензию или франшизу на использование этого бренда. Какой вид договора будет более уместным, в чем разница?

ФРАНЧАЙЗИ ИЛИ ЛИЦЕНЗИАТ – У КОГО БОЛЬШЕ ПРАВ?

Согласно Кодексу этики франчайзинга Украины понятие франчайзинг является способом продвижения своих товаров, услуг и других объектов.  Это форма организации бизнеса, при которой компания франчайзер передает право на продажу своих продуктов и услуг партнеру франчайзи, которым может быть юридическое или физическое лицо (но обязательно субъекты предпринимательской деятельности).

Франчайзи обязуется продавать эти продукты, услуги по заранее определенным правилам ведения бизнеса, установленным франчайзером, и получает разрешение использовать имя компании-франчайзера, ее репутацию, опыт, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.

По лицензионному договору одна сторона лицензиар предоставляет другой стороне лицензиату разрешение ЛИЦЕНЗИЮ на использование объекта права интеллектуальной собственности на условиях, определенных по взаимному согласию сторон с учетом требований ГКУ и других законодательных актов. Лицензиарами могут быть как предприниматели (физические и юридические лица), так и некоммерческие организации и граждане, которые обладают, например, патентами.

Таким образом, по договору коммерческой концессии предоставляется весь комплекс исключительных прав интеллектуальной собственности, а по лицензионному – разрешение на использование объекта права интеллектуальной собственности на соответствующих условиях.

Производственный франчайзинг или лицензия на производство?

Чтобы такую ​​лицензию можно было назвать франшизой, необходимо чтобы ноу-хау, которое передается франчайзером, касалось не только технологии производства, но также технологии сбыта, маркетинга и тому подобное. Фактически в Украине единицы компаний, деятельность которых можно было бы отнести к производственному франчайзингу, тот же завод Coca-Cola в Украине работает на основании лицензии на производство.

ОПЛАТА ПО ДОГОВОРУ

Договор коммерческой концессии всегда возмездный, а лицензионный договор может быть и бесплатный.

Например,  лицензиар вместо роялти  хочет обязать лицензиата закупать сырье для изготовления продукции.  Тогда это будет обычный лицензионный договор на производство продукции, в котором может быть закреплена обязанность лицензиата закупать сырье только у лицензиара, а лицензиар должен ее продавать по сниженной цене.

Регулировка цен

Закон прямо запрещает включать в договор коммерческой концессии условия, в противном случае они признаются ничтожными, по которым:

— правообладатель вправе определять цену продажи товаров пользователем или цену работ (услуг), выполняемых пользователем (ст. 1122 ГКУ, ст. 372 ГКУ)

При заключении договора франчайзинга нужно учитывать требования антимонопольного законодательства Украины, в частности Законов Украины «О защите экономической конкуренции» и «О защите от недобросовестной конкуренции».

Поэтому определение франчайзером конкретных цен, по которым должна реализовывать товары или оказывать услуги франчайзи, считается прямым ограничением конкуренции.

Поставщик может определять максимальную цену или рекомендованную, но ему запрещено устанавливать минимальную или фиксированную цену продажи товаров (услуг) конечным потребителям.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» запрета согласованных действий, предусмотренных ст. 6 соответствующего закона, в том числе, и запрет установления цен или других условий приобретения или реализации товаров, не применяются к согласованным действиям по поставкам или использования товаров, если участник согласованных действий относительно другого участника согласованных действий устанавливает ограничения на формирование цен или других условий договора о продаже поставленного товара другим субъектам хозяйствования или потребителям.

Это означает, что в формате франчайзинга, когда франчайзер поставляет или предоставляет в пользование определенные товары франчайзи, то франчайзер вправе ограничить определенным образом формирования цен франчайзи.

В лицензионных договорах, так же как и смешанных, действуют такие же запреты, так как условия договора не могут ограничивать экономическую конкуренцию, нарушать общественный порядок, интересы государства и общества, его моральные принципы, ограничивать права потребителей, а также нарушать принципы добросовестности, справедливости и разумности.