просп. Валерия Лобановского, 119 Х, Киев, Украина

050 836 64 96; 067 928 68 60; 093 903 16 24 ip@damas.ua   Українська   English

Как защитить псевдоним

Авторы литературы и музыки, а также любой другой сферы творческой деятельности имеют право на псевдоним. Такое право закреплено как международными соглашениями, к которым присоединились множество стран всего мира, так и, непосредственно, украинским законодательством. Следовательно, право на псевдоним защищается авторским законодательством. Псевдоним являются личным неимущественным правом, а поэтому является неотъемлемым от лица-автора. Однако, сам псевдоним, отдельно от произведений автора зарегистрировать как объект авторского права нельзя. Поэтому, несмотря на законодательную норму о «праве на псевдоним», для того, чтобы его защитить, нужно выбрать верную стратегию.

Защита псевдонима в рамках авторского права

Составляя заявку по регистрации произведений литературы, науки или искусства, отдельной строкой указывается «псевдоним автора», если таковой у него есть. Таким образом, подавая к регистрации объект своего творчества, Вы защищаете и сам псевдоним, под которым такое произведение было выпущено в свет. По мере его использования, когда псевдоним станет узнаваемым, Вы сможете запрещать другим авторам использование тождественный.

Кроме того, Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» запрещает регистрировать в качестве торговой марки фамилии, имена, псевдонимы и производные от них известных в Украине лиц. Ярким примером такой защиты стал судебный прецендент между певицей Таисией Повалий и производителем макаронных изделий под торговой маркой «Тая», которая утратила свою силу на основании указанной правовой нормы по результатам судебной волокиты.

Защита псевдоним в качестве торговой марки

Такой способ защиты является очень популярным среди представителей шоу-бизнеса. Так, зарегистрировали свой псевдоним в качестве торговой марки такие украинские представители как: Ани Лорак, Тина Кароль, Алиса Тарабарова, Светлана Тарабарова, Дядя Жора, Лама и ряд других.

Однако, торговые марки регистрируются согласно Международному классификатору, а то есть нужно правильно выбрать класс, в котором будет целесообразно регистрировать псевдоним. Сегодня распространенной практикой является регистрация псевдонима в следующих классах:

— 41 класс МКТУ, где содержатся услуги, которые касаются издательской деятельности и услуги в развлекательной сфере, такие как: устройство концертов, создания зрелищ, создания музыкальных произведений и тому подобное;

-16 класс МКТУ, который включает в себя сувенирную продукцию , в том числе печатные издания, картины, журналы, книги и т. п. как «товар».

Но псевдонимы с высокой узнаваемостью, иногда, также регистрируют и в других классах, чтобы предотвратить негативное влияние на собственную репутацию в случае регистрации их псевдонима как ТМ третьим лицом, для примера, относительно моющих средств, ритуальных услуг и т.д.

Основным преимуществом регистрации псевдоним в качестве торговой марки является то, что пока что в Украине такой механизм защиты показал себя как наиболее надежный.

 Защита псевдонима путем подписания договора

Указание псевдонима в авторском договоре с издательством, договоре с звуко записующей компанией, договора с галереей и тому подобное – является самым простым способом его защиты, однако имеет и наибольшее количество недостатков. Так, такое подписание происходит, как правило, уже после длительных наработок автора, предшествовавших подписанию, а следовательно, существование псевдонима на момент создания тех или иных произведений – доказать будет очень трудно, а, иногда,  и невозможно. Из преимуществ можно выделить бесплатность или низкую стоимость такого механизма.

Это основные возможные способы защиты псевдониму автора. Но, хотим отметить, что ни один из них не сработает в случае, если такую же творческую деятельность, как Вы, захочет осуществлять человек, настоящее имя которой совпадает с Вашим псевдонимом. В этом случае, запретить такое использование будет очень трудно.

Защищайте свое творчество, в современных условиях информационного общества – это крайне важно!